ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА — процедуры и способы решения проблем безопасности труда. Различают 3 уровня принятия решений (ПР) в области охраны труда:

исполнительский уровень, на котором действия участников (работников) оказывают непосредственное влияние на возникновение опасности и контроль над ней; свобода ПР ограничена;

уровень планирования и процедур, предполагающий разработку и формализацию действий на исполнительском уровне; в руководствах по ОТ устанавливаются зоны ответственности, процедуры, порядок прохождения отчетов и т. д., разрабатываются новые процедуры по новым для организации зонам риска и модифицируются существующие процедуры в соответствии с более глубоким пониманием риска;

уровень структуры и руководства, на котором разрабатываются общие принципы руководства безопасностью труда; задействуют в том случае, когда организация считает существующие уровни планирования и исполнения недостаточными для достижения поставленных целей.

Цикл ПР представляет собой разбитую на шаги процедуру.

Критерии (стандарты) => Текущая /желаемая ситуация => Признание проблемы и ее описание => Анализ проблемы => Расстановка приоритетов => Развитие решений (технических, организационных, общественных) => Выбор решений => Выполнение => Мониторинг и оценка эффективности => Планирование для непредвиденных обстоятельств и остаточного риска.

Психологические аспекты оптимизации ПР рассматриваются утилитарной теорией субъективных ожиданий (УТСО), согласно которой для достижения желаемого результата необходимо придать большое значение достижению некоторых целей при определенных ограничениях и при условии, что все основные альтернативы и последствия (или распределение их вероятностей) известны. Каждой альтернативе соответствует набор последствий, информация о которых может быть 3 видов:

принимающий решение имеет полную ясность относительно последствий каждой альтернативы (теория определенности) — последствия в данном случае известны;

принимающий решение располагает точным знанием распределения вероятностей последствий по каждому альтернативному решению (теория рисков) — рациональность выбора определяется как выбор утилитарной альтернативы;

последствия каждой альтернативы зависят от некой выборки всех возможных последствий, но принимающий решение не знает вероятности появления определенных последствий (теория неопределенности) — определение рациональности решения проблематично.

Как правило, принимающий решение выбирает ближайшую к предпочитаемому набору последствий альтернативу. Процессу разрешения проблемы индивидуумом обычно предшествует селективный поиск внутри широкого набора возможностей. Поскольку в реальной жизни возможности выбора практически безграничны, то метод проб и ошибок не срабатывает и поиск должен быть направленным. Наиболее часто используют процедуру "подъем в гору" — промежуточные оценки с целью определить направление движения. Также широко используется процедура "схема средств и целей", в которой существующее положение дел сопоставляется с целью, выявляются различия и осуществляется поиск средств для уменьшения этих различий.

Большинство задач в области безопасности труда представляют собой плохо структурированные проблемы, в которых недостаточно четко определены и сложны сами цели (напр., разработка новых конструкций, научное открытие). В этом случае для решения проблемы требуются существенные знания о критериях решения и о средствах, отвечающих этим критериям. Необходимо планирование процесса решения проблемы, т. к. трудно (невозможно) решать множество задач одновременно. Поэтому одним проблемам уделяется неоправданно много внимания за счет других.

Качество решения напрямую связано со способом представления проблемы. Изменение представления проблемы влечет за собой совершенно новый подход в решении проблемы (напр., смещение акцентов с элементов производственных операций на организационные решения).

Процесс ПР в организации может быть представлен в виде модели. <См. схему>

Большинство принимаемых решений связано с нахождением и выбором удовлетворительной альтернативы, под которой понимается альтернатива, соответствующая или превосходящая набор критериев, описывающих минимально удовлетворительную альтернативу. В области безопасности труда решение является удовлетворительным, если оно соответствует специфицированным стандартам.

Лица, принимающие решение, обычно располагают неполной информацией, способны исследовать только ограниченное число альтернатив, связанных с конкретным решением, и не в состоянии точно оценить полученные результаты, поэтому они могут добиться только ограниченной рациональности решения. Чтобы сделать процесс управляемым, организации дробят его, устанавливают определенные шаблоны и ограничения на процесс ПР. Это приводит к сегментации организационной среды, изоляции зон ответственности внутри подразделений и, как следствие, к упрощению сфер интереса и ПР менеджеров, мастеров и рабочих. Организационная иерархия, обеспечивая каналы для ПР, создает структуры внимания, толкования и функционирования, что оказывает решающее действие на "рациональный выбор" лиц, принимающих решение.

Такой организованный набор реакций носит название "программы действий", которые могут быть рутинными и нерутинными. Программа действий считается рутинной, если отсутствует процесс поиска и этап выбора осуществляется в форме четко определенного, систематизированного порядка с использованием расчетов. Нерутинный программный подход воздействует на процесс в 2 направлениях: определяет, как должен происходить этот процесс ПР, и предписывает, что выбор должен быть сделан на базе имеющейся информации и альтернатив. Степень запрограммированности деятельности влияет на уровень риска. Реальная проблема риска возникает на высших уровнях организации, где принимаются незапрограммированные решения.

Отдельный человек или группа лиц могут оказать решающее воздействие на процесс ПР:

влияние на предпосылки решения может быть оказано несколькими путями, наиболее эффективными из которых являются ПР "по умолчанию", замалчивание ключевых проблем, манипулирование с помощью беспрепятственного контроля и т. д.;

ПР определяется выбором лиц, участвующих в процессе, временем ПР, выбором способа представления проблемы на совещании;

главным способом контроля ПР является влияние на проблемы, которые необходимо решить, и цели, которых необходимо достигнуть, а также на критерии используемых оценок.

Обычно решения принимаются с учетом организационных, социальных, правовых и т. п. аспектов, причем ПР может осложняться различным пониманием существа проблемы, выбираемых критериев и приемлемости принимаемых решений. При ПР, приемлемых для всех заинтересованных сторон, желательно осознавать наличие и возможное воздействие их законных интересов. Управление безопасностью труда включает самые разнообразные проблемы, решение которых зависит от таких факторов, как жизненный цикл предприятия, фаза процесса решения проблемы, уровень остроты проблемы, который нужно снизить. ПР, относящийся к безопасности труда, является таким же сложным процессом, как и выработка решений, связанных с др. проблемами управления.

Процесс принятия решений в организации (схема)

Процесс принятия решений в организации (схема)

Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. . 2007.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА" в других словарях:

  • САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА — автономное функционирование организационной системы охраны труда, правомочное принятие ею решений по внутренним проблемам, включение исполнителей в технологию выработки решений; конкретное управление как участие всех членов организации в… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА — управление охраной труда, осуществляемое органами местного самоуправления. Для управления ОТ на территории муниципального образования исполнительный орган местного самоуправления создает в своей структуре службу охраны труда, назначает… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Законодательное Собрание Вологодской области — Законодательное Собрание Вологодской области …   Википедия

  • Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка… …   Энциклопедия инвестора

  • Международная организация труда — (International Labor Organization) История создания и развития МОТ Структура и устав МОТ, конвенции и методы работы МОТ Содержание Содержание Раздел 1. История создания . Раздел 2. Причины образования МОТ Раздел 3. Структура МОТ. Раздел 4. Устав… …   Энциклопедия инвестора

  • Международная организация труда — Эту страницу предлагается переименовать в Международная Организация Труда. Пояснение причин и обсуждение  на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского… …   Википедия

  • система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ТРУД — ТРУД. Содержание: Общая постановка проблемы...........881 Рационализация труда ............... 893 Рабочее время....................901 Женский труд....................911 Труд несовершеннолетних.............9? в Охрана труда и законодательство о …   Большая медицинская энциклопедия

  • Норильский никель — (Norilsk Nickel) Компания Норильский никель , история компании, деятельность компании Компания Норильский никель , история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение Миссия и стратегия История Слияния… …   Энциклопедия инвестора

  • Федеральная резервная система США — (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»